Главная » Статьи » Мои статьи

Стеснительность у детей, тревога у родителя.

Стеснительный  ребенок, в наше время это не редкость. Нам не раз приходилось наблюдать, одного  или двух детей, которые выбились из общей массы ребят, сидят в сторонке и  занимаются своими делами, наблюдая за деятельностью других ребят со стороны,  предпочитая не вмешиваться. Многие взрослые стазу же обращают внимание на таких  ребят, и начинают их жалеть, считая, что они отделились от коллектива и  страдают от заниженной самооценки, при этом, совсем не придавая значения  личности ребенка.

  Но  если ребенок стесняется, то это совсем не значит, что он себя чувствует  дискомфортно, когда на него не обращают внимание. И давайте подумаем, станет ли  ребенку лучше от того что, мы, взрослые (авторитетные личности в глазах детей),  будем все время ему напоминать о том, что он стеснительный и какой то не такой,  странный? Я думаю, что нет. И ведь действительно дети прислушиваются к нашему  мнению, и от нас зависит, каким он вырастет: зрелой и гармоничной личностью с  адекватной самооценкой или забитым мышонком.

  Давайте  посмотрим на ребенка, как на личность и будем воспринимать  его стеснительность, как черту характера, а не  как социальную некомпетентность. Давайте вместе   с Вами попробуем разобраться, так уж плоха стеснительность как мы ее  привыкли воспринимать? Скромные дети, как правило, очень чувствительны, они  могут почувствовать то, что другие дети и не заметят. Они очень хорошо ладят с  людьми и сверстниками (и не важно, что у него всего-навсего 2-3 настоящих друга,  а не целая толпа ребятишек), и поверьте, когда они общаются с этими людьми, то  от стеснительности не остается и следа. Многие учителя любят тихих учеников.  Поэтому ваш скромный сын или дочь в конце концов будут вознаграждены за свое  примерное поведение, возможно, даже больше, чем вы того желали.

  Стеснительность  так же может быть чертой сдержанного темперамента. И если застенчивость не  вызывает у вашего ребенка дискомфорта и не  создает проблем то тревожиться не стоит. Стоит отметить, что она со временем  имеет свойство сглаживаться, это происходит тогда, когда ребенок получает сам,  социальный опыт.

  Но  все хорошо, что хорошо в меру! Это же касается и стеснительности. Если вы  замечаете, что:

  1. ваш ребенок хочет общаться с  ребятами, но испытывает большие трудности при общении или знакомстве (меня не  так поймут, я не интересный собеседник, у мое хобби не вызывает интерес у  ребят…);
  2. не ходит в гости, старается остаться  один ;
  3. совсем, никогда не проявляет  инициативы в классе (никому не понравятся мои предложения, меня осудят…);
  4. стесняется отстаивать свои интересы  (не высказывает свое мнение);

Если  ребенок ведет себя именно так, то действительно ему не помешает ваша помощь,  что бы избежать трудностей в учебе и общении с ребятами. Вот несколько  рекомендаций:

  • если стеснительность вашего ребенка превратилась  в серьезную проблему, приниматься за ее  исправление нужно как можно раньше;
  • не  ставьте на нем ярлык. Если вы назовете ребенка застенчивым, вы будете  обращать внимание только на его застенчивость и исключите все остальное, что не  является таковым. Это отражается на поведении ребенка и влияет также на ваше  отношение к нему. Вместо этого указывайте на сильные стороны ребенка. Обращайте  внимание на моменты, когда ребенок более общителен, чем на те, когда он  застенчив. Кроме того, пользуйтесь описательными словами, подчеркивающими  сильные стороны его поведения. Например, застенчивого человека лучше описывать  как осторожного, осмотрительного или как все тщательно обдумывающего;
  • проявите  интерес к его чувствам. Вместо того чтобы упрекать ребенка, когда он  проявляет застенчивость, беспристрастно объясните ему его возможные чувства.  Если он прячется за вашей ногой, вместо того, чтобы играть с друзьями, скажите:  «Похоже, что ты не уверен, хочется ли тебе сейчас играть». Иногда подобные  замечания могут быть точным отражением чувств ребенка, но не служат упреком;
  • поощряйте  своего ребенка, чтобы он разговаривал дома. Установите дома ежедневный  период «хороших новостей». Во время ужина или перед отходом ко сну пусть ваш  ребенок поделится с вами хорошими новостями прошедшего дня. Прислушивайтесь к  тому, что он рассказывает вам о самых интересных событиях, случившихся с ним в  течение дня, не вмешиваясь, и затем согласитесь с его впечатлениями. Вы можете  спросить его, что именно ему понравилось больше всего, но не надо излишне  расхваливать ребенка. В это время вам нет нужды давать самую высокую оценку его  поведению, это просто шанс разделить с ребенком его чувства. Когда ребенка  выслушивают и с уважением соглашаются с ним, это помогает повысить у него  уважение к себе самому;
  • развивайте  у ребенка инициативность и самостоятельность, стимулируйте ребенка к  разностороннему общению в быту: обратиться к кому-то с просьбой, отдать  что-либо (например, деньги - продавцу). На первых этапах присутствие и участие  знакомого взрослого не помешает;
  • заручитесь  поддержкой учителя. Отзывчивый, проявляющий сочувствие учитель может помочь  вам выманить ребенка на открытый простор, увлечь его множеством интересных  занятии или дать ему в спутники дружески настроенного одноклассника,  жизнерадостного и энергичного. Всякий раз демонстрируйте, как высоко вы цените  помощь учителя. Если он поймет, насколько высоко вы цените оказываемую им  поддержку и как вы благодарны за его отзывчивое отношение к вашему ребенку, он  приложит еще больше усилий;
  • поделитесь  своим опытом. Поскольку 93 процента всего населения признает, что они  проявляли застенчивость по крайней мере иногда, у вас без сомнения есть что  рассказать своему ребенку и поделиться с ним опытом собственных переживаний.  Такие рассказы помогут застенчивому ребенку чувствовать себя более уверенно в  аналогичных ситуациях. У всех людей бывает время, когда они испытывают  стеснительность Это естественное чувство, свойственное людям. Поделитесь с  ребенком опытом, как вам удалось преодолеть неуверенность в себе. Детям нужно  убедиться в том, что это всего лишь еще один аспект повседневной человеческой  борьбы и что он может справиться со своими чувствами.
  • не  требуйте совершенства. Застенчивые дети должны понять, что умение дружить с  другими детьми совсем не означает, что от них требуют совершенства. Люди  думают, что им нужно вести себя подобно кинозвездам. Однако детям следует дать  понять, что способность дружить не означает, что они идеальны

Иногда  вам будет казаться, что ваш ребенок навсегда останется "скромнягой",  но на самом деле трудно предсказать заранее, как со временем изменится его  характер. Многие дети, очень стеснительные в период начальной школы, потом  становятся боевыми. В любом случае, ваша основная обязанность воспринимать  стеснительность ребенка как естественную черту характера и создавать все  условия, чтобы он чувствовал себя комфортно в любой ситуации.

 

 

А.Н. Шишелов,  педагог-психолог ГОБУСОН «Мурманский Центр помощи детям, оставшимся без  попечения родителей»  

Категория: Мои статьи | Добавил: Altron (08.04.2013) | Автор: Шишелов Алексей Николаевич
Просмотров: 551 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: