Главная » Статьи » Мои статьи |
Авторы: Гапон А.В., Малышева И.С. Вопросы оказания психологической помощи семье в нашей стране имеют давнюю историю. В настоящее время отмечается повышения интереса к проблемам, связанным с семьей, ее становления и эволюцией. Интерес к профилактической работе и изучению процесса эволюции семьи многими авторами объясняется теми трудностями, которые в современном обществе испытывает огромное количество семей: высокими показателями уровня разводов, все возрастающим числом семей с одним родителем и семей с приемными детьми. На современном этапе очень важно помешать развалу супружеских и внутрисемейных отношений, помочь преодолеть трудности межличностного взаимодействия в семье и на этом направлены усилия, как профессионального общества психологов, так и общественности, педагогических структур и общественности в целом. Интенсивное развитие службы семьи в нашей стране привело к созданию широкого круга учреждений и организаций самого различного профиля, ставящих своей целью содействие семье, помощь в преодолении ее трудностей: семейные консультации, различные виды семейного просвещения, сексологические, педагогические, психологические кабинеты. Их деятельность чрезвычайно разнообразна: помощь в укреплении семьи и преодоление кризисов развития семьи (консультации для конфликтующих и разводящихся семей); оказание помощи в воспитании детей (консультационные центры для родителей); семейная профилактика (консультации для молодоженов, проблемных семей). Помощь семье наряду с психологами оказывают специалисты различного профиля: сексологи, юристы, психиатры, педагоги, психотерапевты, социологи. Появляются новые центры семейной педагогики, организуются программы взаимопомощи, которые в большей степени ориентированы на личностные проблемы членов семьи, на решение внутрисемейных проблем. Значительно выросло число профессионалов-психологов, имеющих дело с профилактикой и коррекцией психологических проблем, так или иначе связанных с развитием человека в семье. В нашем учреждении чаще всего специалисты работают с так называемыми семьями «группы риска». Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей. Таким образом, несмотря на разные варианты раскрытия понятия "неблагополучная семья", главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. И в работе с такими семьями, как показывает опыт работы нашего Центра, наиболее эффективен комплекс мер, проводимых с учетом особенностей личности ребенка, условий его жизнедеятельности, характера взаимоотношений между родителями и детьми, направленных на обеспечение гармоничного развития личности и создания в семье нормальной обстановки. Данные меры составляют социально-психолого-педагогическое сопровождение (далее «социальное сопровождение») несовершеннолетних и семей, в которых они проживают. Принципы социального сопровождения:
Одна из наиболее частых причин обращения к психологу сегодня – это трудности, испытываемые родителями в воспитании детей. Многочисленные исследования показывают, сколь важны роль семьи, взаимоотношения родителей и детей. Так, например, В.Сатир считает: «Ребенок изначально не может быть плохим. Если ребенок ведет себя плохо, это означает, что между родителями и ребенком возникло недопонимание. «Проблемные», «трудные», «невозможные», также как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье». Следовательно, микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и педагогической культуры родителей, их отношений к ребенку и его проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит психологическое благополучие ребенка. В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей степени зависит, как складываются эти отношения, поэтому одним из важнейших моментов реабилитации является работа с родителями - формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Цель работы с родителями - ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гармонизация отношений в семье. Важнейшими элементами работы с родителями являются: пересмотр межличностных отношений в семье, устранение авторитарного подавления или безразличного отношения к ребенку и введение системы поощрения и похвалы. Психолог осуществляет, прежде всего, консультативную помощь по запросам родителей. Как правило, запросы сходны по своей тематике (прогулы в школе, обманы детей, то, что дети «не слушаются» родителей). Отметим, что индивидуальное консультирование родителей является самым энерго- и времязатратным процессом в работе психолога. Чаще всего в работе с семьями детей «группы риска» мы используем такие формы работы как обмен информацией с учителями предметниками о детях «группы риска» с обязательными рекомендациями, индивидуальные и групповые консультации для детей и их законных представителей, проведение групповых занятий. Во время работы необходимо учитывать низкий уровень образования некоторых родителей (необходимо относиться уважительно и говорить понятным им языком), страх перемен и то, что родители могут относиться к специалистам негативно, т.к. привыкли слышать в свой адрес постоянную критику и осуждение. Рекомендации
Авторская справка: | |
Просмотров: 4645 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |