Главная » Статьи » Мои статьи

Психолого-социальные особенности работы с семьями «группы риска».

Авторы: Гапон А.В., Малышева И.С.
ГОБУСОН «Мурманский центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей», г. Мурманск.

Вопросы оказания психологической помощи семье в нашей стране имеют давнюю историю. В настоящее время отмечается повышения интереса к проблемам, связанным с семьей, ее становления и эволюцией. Интерес к профилактической работе и изучению процесса эволюции семьи многими авторами объясняется теми трудностями, которые в современном обществе испытывает огромное количество семей: высокими показателями уровня разводов, все возрастающим числом семей с одним родителем и семей с приемными детьми.

На современном этапе очень важно помешать развалу супружеских и внутрисемейных отношений, помочь преодолеть трудности межличностного взаимодействия в семье и на этом направлены усилия, как профессионального общества психологов, так и общественности, педагогических структур и общественности в целом.

Интенсивное развитие службы семьи в нашей стране привело к созданию широкого круга учреждений и организаций самого различного профиля, ставящих своей целью содействие семье, помощь в преодолении ее трудностей: семейные консультации, различные виды семейного просвещения, сексологические, педагогические, психологические кабинеты. Их деятельность чрезвычайно разнообразна: помощь в укреплении семьи и преодоление кризисов развития семьи (консультации для конфликтующих и разводящихся семей); оказание помощи в воспитании детей (консультационные центры для родителей); семейная профилактика (консультации для молодоженов, проблемных семей).

Помощь семье наряду с психологами оказывают специалисты различного профиля: сексологи, юристы, психиатры, педагоги, психотерапевты, социологи. Появляются новые центры семейной педагогики, организуются программы взаимопомощи, которые в большей степени ориентированы на личностные проблемы членов семьи, на решение внутрисемейных проблем. Значительно выросло число профессионалов-психологов, имеющих дело с профилактикой и коррекцией психологических проблем, так или иначе связанных с развитием человека в семье.

В нашем учреждении чаще всего специалисты работают с так называемыми семьями «группы риска».
Что относится к семьям «группы риска»? В законах такие семьи обозначаются как семьи, находящиеся в социально опасном положении, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В научной литературе каждый автор вкладывает в него свой смысл: наряду с понятием "неблагополучная семья" можно встретить такие, как "деструктивная семья", "дисфункциональная семья", "семьи группы риска", "негармоничная семья" и др.  Для того, чтобы не путаться в понятиях, определяющих специфику семьи, специалисты по социальной работе выделяют три типа семей: условно-адаптированные, это благополучные семьи, но у каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию. Семьи "группы риска" - те, в которых несколько функций подвергаются деструкции. И неблагополучные семьи, работа с которыми затруднена в связи с большим количеством сложностей, с которыми столкнулись члены таких семей. Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех его членов.

Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.  Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

Таким образом, несмотря на разные варианты раскрытия понятия "неблагополучная семья", главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. И в работе с такими семьями, как показывает опыт работы нашего Центра, наиболее эффективен комплекс мер, проводимых с учетом особенностей личности ребенка, условий его жизнедеятельности, характера взаимоотношений между родителями и детьми, направленных на обеспечение гармоничного развития личности и создания в семье нормальной обстановки. Данные меры составляют социально-психолого-педагогическое  сопровождение (далее «социальное сопровождение») несовершеннолетних и семей, в которых они проживают.

Принципы социального сопровождения:

  • Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего: так как целевая группа  – дети и молодежь, семья берется в контексте соблюдения интересов ребенка, оптимизации детско-родительских отношений
  • Принцип добровольности: опыт работы показал, что если родители меняться не хотят, то все усилия педагогов рано или поздно сойдут на нет. Даже если у ребенка будут наблюдать положительные изменения в результате работы специалистов, после окончания активного периода сопровождения, дети возвращаются в привычную, не изменившуюся среду - семью и, со временем, мы наблюдаем, что все съезжает на первоначальный этап, Да и родители отмечают, что после того, как с детьми перестали заниматься, опять начались проблемы из-за которых они попали к специалистам.
  • Принцип принятия: необходимо полностью отказаться от оценок ребенка и родителей, чтобы между специалистами и семьей не было «оценочного» барьера.
  • Принцип открытости: специалист должен придерживаться поддерживающей, принимающая позиции - это служит с одной стороны, образцом, а с другой - помогает преодолеть сопротивление и активизировать процесс изменений.
  • Принцип комплексности: для наибольшей эффективности необходимо осуществлять совместное взаимодействие с другими учреждениями и организациями города, работающих с данной семьей и ребенком. В большинстве своем это учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:    
  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (наши сотрудники являются членами комиссии);
  • отделения по делам несовершеннолетних: в случаях необходимости контроля семьи, неблагополучной обстановки или изъятия ребенка (из неблагополучной семьи) привлекается инспектор;
  • органы и учреждения социальной защиты населения: сотрудничество с данными органами осуществляется при необходимости оформления материальной помощи семье или организации летнего отдыха детей;
  • органы опеки и попечительства: сотрудничаем в форме обмена информацией для решения вопросов в отношении ограничения  /лишения родителей прав или контроля данных семей;
  • учреждения образования: обмен информацией по вопросам детей и их родителей;
  • учреждения здравоохранения: взаимодействие с поликлиниками города по оформлению детских справок в летние лагеря, ГУ здравоохранения «Мурманский областной наркологический диспансер» - для лечения, ГУ здравоохранения «Мурманский областной центр по борьбе со СПИД и другими инфекционными заболеваниями» - обследование и профилактика несовершеннолетних, их семей на добровольной основе.
  • уголовно-исполнительные инспекции города: обмен информацией о несовершеннолетних, состоящих у них на учете и  семьях, в которых они проживают.

Одна из наиболее частых причин обращения к психологу сегодня – это трудности, испытываемые родителями в воспитании детей. Многочисленные исследования показывают, сколь важны роль семьи, взаимоотношения родителей и детей. Так, например, В.Сатир считает: «Ребенок изначально не может быть плохим. Если ребенок ведет себя плохо, это означает, что между родителями и ребенком возникло недопонимание. «Проблемные», «трудные», «невозможные», также как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье».

Следовательно, микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и педагогической культуры родителей, их отношений к ребенку и его проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит психологическое благополучие ребенка.

В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей степени зависит, как складываются эти отношения, поэтому одним  из важнейших моментов реабилитации является работа с родителями  - формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Цель работы с родителями - ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гармонизация отношений в семье. Важнейшими элементами работы с родителями являются: пересмотр межличностных отношений в семье, устранение авторитарного подавления или безразличного отношения к ребенку и введение системы поощрения и похвалы. Психолог осуществляет, прежде всего, консультативную помощь по запросам родителей. Как правило, запросы сходны по своей тематике (прогулы в школе, обманы детей, то, что дети «не слушаются» родителей). Отметим, что индивидуальное консультирование родителей является самым энерго- и времязатратным процессом в работе психолога.

Чаще всего в  работе с семьями детей «группы риска» мы используем  такие  формы работы как обмен информацией  с учителями предметниками о детях «группы риска» с обязательными рекомендациями, индивидуальные и групповые консультации для детей и их законных представителей, проведение групповых занятий.

Во время работы необходимо учитывать низкий уровень образования некоторых родителей (необходимо относиться уважительно и говорить понятным им языком), страх перемен и то, что родители могут относиться к специалистам негативно, т.к. привыкли слышать в свой адрес постоянную критику и осуждение.
Главная трудность  –  сформировать мотивацию у родителей посещать специалистов  и  начать меняться самим, тогда и дети изменяться.

Рекомендации
( для оптимизации детско-родительских отношений)
Активное слушание.
Важнейший прием оптимизации отношений с ребенком – активное слушание. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувства. Слушая ребенка:

  1. Повернитесь к нему лицом; сделайте так, чтобы ваши глаза и глаза ребенка были на одном уровне – это обеспечит ощущение доверия, создаст оптимальные условия для психологического контакта.
  2. Не задавайте вопросов (особенно  если ребенок расстроен), лучше беседовать в утвердительной форме. Это важно потому, что фраза, построенная как вопрос, не выражает сочувствия.
  3. В беседе «держите паузу». После каждой реплики родителю нужно немного помолчать. Время сейчас принадлежит ребенку. Пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и одновременно дает ребенку полнее почувствовать, что родитель рядом.
  4. Иногда полезно повторить, что как Вы поняли, произошло с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Беседа по принципу активного слушания непривычна для нашей культуры, однако она позволяет достичь следующих результатов:
  1. Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.
  2. Ребенок убеждается, что взрослый готов его слушать, и начинает рассказывать о себе еще больше; устанавливается подлинное доверие между ребенком и родителями.
  3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, а значит – становится более самостоятельным, зрелым, адаптированным.
  4. Ребенок учится сам активно слушать своих близких.
  5. Родители начинают лучше понимать своего ребенка.

Авторская справка:
ГОБУСОН  «Мурманский центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей», г. Мурманск.
Гапон Александра Владимировна, педагог-психолог

Малышева Ирина Сергеевна,  педагог-психолог 1 категории
Категория: Мои статьи | Добавил: Altron (02.04.2013) | Автор: Гапон А. В., Малышева И. С.
Просмотров: 4407 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: