Главная » Статьи » Мои статьи |
Автор: Малышева И.С. В процессе моей работы с детьми и их родителями детей часто задаюсь вопросом поиска эффективных методов коррекции детско-родительских отношений и конкретно поведения ребенка. В данной статье пойдет речь о позитивных методах воспитания, таких как похвала и подбадривание ребенка и родителя, о том, как данные методы моделируют поведение детей и родителей, как правильно ими пользоваться с целью гармоничного развития личности, формирования гармоничных детско-родительских отношений. Часто в работе приходиться сталкиваться с неуверенностью родителей в себе, в том, что они являются хорошими родителями своим детям, соответственно это способствует формирования неуверенности у их детей и различным нарушениям поведения у детей. Особенно это заметно у так называемых семей «группы риска». В своей работе я стараюсь выявить сильные стороны родителя и обязательно отмечаю их в процессе консультации. Чаще всего эти родители привыкли получать от специалистов учреждений субъектов системы профилактики негативную оценку их как родителей и их методов воспитания, да и многие из них сами видят плоды своего воспитания. И в этот момент очень важно их поддержать и найти ресурсные состояния их как родителей. Так в процессе работы формируется уверенность в собственных силах, восприятие себя как как хорошего и грамотного родителя, что позволяет корректировать не только поведения самих родителей, но и формировать гармоничные детско-родительские отношения. При использовании похвалы необходимо учитывать следующие моменты: Подбадривание представляет собой метод, предшествующий действию ребенка, родителя , используемый для : - создания в ребенке и родителе уверенности, что специалисты им доверяют, что, по их мнению, они способны выполнить то или иное задание и быть хорошими родителями. Это очень важный момент, потому что мнение специалистов о его ребенке и о нем как о родителе формирует его самооценку и это потом влияет на их отношения и самооценку ребенка. Если специалисты будут подбадривать родителя такими словами как «я знаю, у вас получится!», «не сомневаюсь, что вы справитесь!» «я знаю, что вы самый лучший родитель для своего ребенка и с вами ему будет лучше», то уверенность специалиста передается и родителю, и создает у него уверенность , что он способный, самостоятельный, и что специалисты ему доверяют. Даже в случае неудачи родитель не разочаруется в своих способностях, а попытается исправить ошибку, зная, что специалисты снова окажут ему поддержку. При этом надо действовать аккуратно, чтобы не сделать родителя «зависимым» от этой поддержки и чаще делать упор на то что родитель может самостоятельно справиться с ситуациями, происходящими в семье и с воспитанием ребенка. - формирование у родителя уверенность в себе. Когда он принимается за что - то новое для него в процессе воспитания, то естественно, его обуревают сомнения: получится или нет. Но если родитель ощущает поддержку со стороны специалистов, то он с большей смелостью берется за начатое дело, полагаясь на собственные силы. В этом случае каждый достигнутый успех приносит с собой все большую уверенность в своих силах и чувство собственной значимости. Похвала применяется как средство одобрения поступков и играет роль: - поощрения поведения родителя. Сразу же после того, как он завершил какое-то дело, и его следует обязательно похвалить: «Видите, у вас все получилось, и вы справились с ситуацией!» и т.д. Такого рода фразы мы используем с целью исправить или закрепить что-либо в поведении. - похвала помогает родителю обрести уверенность в собственных силах. Поэтому похвала всегда должна соответствовать действительности, иначе вы добьетесь обратного результата. Нам кажется - что здесь такого – похвалить? Но, несмотря на кажущуюся простоту этого вопроса, хвалить надо уметь. И более того, надо еще и понимать, каких ошибок не следует допускать при этом. Ошибка №1: хвалить слишком часто Если буквально за каждый шаг осыпают комплиментами,– похвала, скажем так, девальвируется – падает ее значимость в глазах человека. Когда похвалу получить слишком легко, ценность ее существенно снижается. Ошибка №2: хвалить слишком редко Эта ситуация противоположна предыдущей. Есть специалисты, от которых доброго слова не дождешься – все воспринимается как должное и не удостаивается специальных «знаков одобрения». Эта категория специалистов, как правило, слишком требовательна к родителю и ребенку – или же они просто эмоционально холодны. Возможно, их и самих так воспитывали, и они выросли в убеждении, что людей не надо «портить», а, напротив, следует «держать в строгости». Однако посудите сами, уважаемые специалисты, как вы чувствовали бы себя при начальнике, который, что бы вы ни делали, не повышал бы зарплату, не начислял премий, не устраивал бы праздников и даже банальное «спасибо» цедил сквозь зубы? Правильно, желания работать – никакого. Ошибка №3: похвала, звучащая как оскорбление Наверное, каждый из нас когда-нибудь слышал что-то вроде: «Наконец-то и вы стали вести себя как нормальный родитель!». И каждый, кто это слышал, наверняка помнил, как от таких слов… правильно, коробит, а отнюдь не хочется сделать что-то ещё. Здесь истинный смысл «послания» состоит не в том, что родителя хвалят и отмечают его достижение, а в том, что все-таки, несмотря на это, считают что он делает что – то не так. Ошибка №4: похвала-сравнение Сравнивать с другими – это вообще занятие непродуктивное, и в особенности в таком деликатном деле, как похвала. Похвала должна быть:
Но главное заключается в том, что, если в голосе звучат тепло и доброта, то похвала достигает своей цели – стимулирует родителя стать еще лучше и укрепляет желание делать более гармоничными отношения с детьми. Авторская справка: | |
Просмотров: 928 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |