Главная » Статьи » Мои статьи

Похвала, как метод коррекции детско-родительских отношений.

Автор: Малышева  И.С.
  ГОБУСОН «Мурманский центр помощи детям, оставшихся без попечения  родителей», г. Мурманск.

В  процессе моей работы с детьми и  их родителями  детей часто задаюсь вопросом поиска  эффективных методов  коррекции   детско-родительских отношений и конкретно поведения ребенка. В данной  статье пойдет речь о позитивных методах  воспитания, таких как похвала и подбадривание ребенка  и родителя, о том, как данные методы  моделируют поведение детей и родителей, как правильно ими пользоваться с целью  гармоничного развития личности, формирования   гармоничных детско-родительских отношений.

Часто в работе   приходиться сталкиваться с неуверенностью родителей  в себе, в том,  что они  являются хорошими родителями своим детям,  соответственно это способствует формирования неуверенности у их детей и  различным нарушениям поведения у детей. Особенно это заметно у так называемых  семей «группы риска».  В  своей работе  я  стараюсь выявить сильные стороны родителя и  обязательно отмечаю их в процессе консультации. Чаще всего эти родители  привыкли получать от специалистов учреждений субъектов системы профилактики  негативную оценку их как родителей и их методов  воспитания, да и многие из них сами видят плоды  своего воспитания.  И в этот момент очень  важно их поддержать и найти ресурсные состояния их как родителей. Так в  процессе работы формируется уверенность в  собственных силах, восприятие себя как    как  хорошего  и грамотного  родителя, что позволяет корректировать не  только поведения самих родителей, но и формировать гармоничные  детско-родительские отношения.

При  использовании похвалы необходимо учитывать следующие моменты:

Подбадривание  представляет собой метод, предшествующий действию ребенка, родителя ,  используемый для :

- создания  в ребенке и родителе уверенности, что  специалисты им  доверяют, что, по их  мнению, они  способны  выполнить то или иное задание и быть хорошими  родителями. Это очень важный момент, потому что мнение специалистов  о  его ребенке   и о нем как о родителе формирует его  самооценку и это потом влияет на их отношения и самооценку ребенка.

Если  специалисты  будут подбадривать родителя такими  словами как «я знаю, у вас получится!», «не сомневаюсь, что  вы справитесь!» «я знаю, что вы самый лучший  родитель для своего ребенка и с вами ему будет лучше», то уверенность  специалиста передается и родителю,  и создает  у него уверенность , что он способный, самостоятельный,  и что специалисты ему доверяют. Даже в случае неудачи родитель не разочаруется  в своих способностях, а попытается исправить ошибку, зная, что специалисты  снова окажут ему поддержку.  При этом надо действовать аккуратно, чтобы не  сделать родителя «зависимым»  от этой  поддержки и чаще делать упор на то что родитель может самостоятельно справиться  с ситуациями, происходящими в семье и с воспитанием ребенка.

- формирование у  родителя  уверенность в себе. Когда он  принимается за   что - то новое для него  в процессе воспитания, то естественно, его обуревают сомнения: получится или  нет. Но если родитель ощущает поддержку со стороны специалистов, то он с  большей смелостью берется за начатое дело, полагаясь на собственные силы. В  этом случае каждый достигнутый успех приносит с собой все большую уверенность в  своих силах и чувство собственной значимости.

Похвала  применяется как средство одобрения поступков  и играет роль:

- поощрения  поведения родителя. Сразу же после того, как он завершил какое-то дело, и его  следует обязательно похвалить: «Видите, у вас все получилось, и вы справились с  ситуацией!» и т.д. Такого рода фразы мы используем с целью исправить или закрепить  что-либо в поведении.

- похвала  помогает родителю обрести уверенность в собственных силах. Поэтому похвала  всегда должна соответствовать действительности, иначе вы добьетесь обратного  результата.

Нам кажется  - что здесь такого – похвалить? Но, несмотря на кажущуюся простоту этого  вопроса, хвалить надо уметь. И более того, надо еще и понимать, каких ошибок не  следует допускать при этом.

Ошибка №1:  хвалить слишком часто

Если буквально за каждый шаг осыпают комплиментами,– похвала, скажем так,  девальвируется – падает ее значимость в глазах человека. Когда похвалу получить  слишком легко, ценность ее существенно снижается.

Ошибка №2: хвалить слишком редко

Эта ситуация  противоположна предыдущей. Есть специалисты,  от которых доброго слова не дождешься – все  воспринимается как должное и не удостаивается специальных «знаков одобрения».

Эта категория специалистов, как правило, слишком требовательна к  родителю и ребенку – или же они просто  эмоционально холодны. Возможно, их и самих так воспитывали, и они выросли в  убеждении, что людей  не надо «портить»,  а, напротив, следует «держать в строгости». Однако посудите сами, уважаемые  специалисты, как вы чувствовали бы себя при начальнике, который, что бы вы ни  делали, не повышал бы зарплату, не начислял премий, не устраивал бы праздников  и даже банальное «спасибо» цедил сквозь зубы? Правильно, желания работать –  никакого.

Ошибка №3: похвала, звучащая как оскорбление

 Наверное, каждый из нас когда-нибудь слышал что-то вроде: «Наконец-то и вы стали  вести себя как нормальный родитель!». И каждый, кто это слышал, наверняка  помнил, как от таких слов… правильно, коробит, а отнюдь не хочется сделать  что-то ещё. Здесь истинный смысл «послания» состоит не в том, что родителя  хвалят и отмечают его достижение, а в том, что  все-таки, несмотря на это, считают что он делает что – то не так.

Ошибка №4: похвала-сравнение

Сравнивать с другими  – это вообще  занятие непродуктивное, и в особенности в таком деликатном деле, как похвала.

Похвала должна быть:

  • адекватной и соразмерной ситуации;
  • заслуженной;
  • необидной.

Но главное заключается в том, что, если в голосе звучат тепло и доброта, то  похвала достигает своей цели – стимулирует   родителя стать еще лучше и укрепляет желание делать более гармоничными  отношения с детьми.

Авторская справка:
  ГОБУСОН  «Мурманский центр помощи детям, оставшихся без  попечения родителей», г. Мурманск.
Малышева Ирина Сергеевна,   педагог-психолог 1 категории

Категория: Мои статьи | Добавил: Altron (02.04.2013) | Автор: Малышева Ирина Сергеевна
Просмотров: 836 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: